Психология

  • RSS

Хочешь жить – умей учиться!

Инна Аркадьевна Леви, школьный психолог.

Здравствуйте, дорогие друзья!.

Я рада, что вы открыли эту страничку, значит, вам пора узнать о себе нечто новое, что позволит вам увидеть свои особенности, раскрыть творческие возможности и увеличить свой ресурсный потенциал.

.

ВниманиеЧто такое ресурсный потенциал, спросите вы? Это ваше умение использовать свои ресурсы, силы, чтобы жить в ладу со временем и осуществлять идеи, помогающие вам быть здоровым, успешным, радостным, быть интересным человеком и ощущать счастье от каждого прожитого дня.
А в этом вам поможет Великая Наука ПСИХОЛОГИЯ, благодаря которой миллионы людей решают свои проблемы, накапливая гармонию и радость в добрых делах – познание Мира, совершенствование себя и помощь другим.
Слово «психология» в переводе с древне-греческого – это наука о душе.
О той таинственной незнакомке, которая позволяет нам чувствовать этот прекрасный мир, ощущать свое отношение к нему, рождать идеи, воплощать их, строить отношения и не гибнуть, когда они разрушаются, — и всё это на основе знаний о себе.

Психология – наука о самопознании, самосовершенствовании и самопомощи.

 

И начнем мы первое занятие с того, что узнаем,

как люди познают мир.

Вы скажете, — знаю, с помощью органов чувств. И будете правы. Вся информация о Мире к человеку поступает по информационно-энергетическим каналам.
Это потоки тонкой энергии, несущие информационные блоки, и наш замечательный мозг обрабатывает все, что мы видим, слышим, ощущаем, чувствуем, говорим, думаем, делаем.
Мозг часто называют биокомпьютером – что загрузишь, то и достанешь. Но он намного сложнее и могущественнее металлической и пластиковой основы для переработки информации, ведь всю технику придумал ЧЕЛОВЕК.
«ЧЕЛО» «ВЕК» – вечный разум, вечная душа, Ученик Вечности.

Каждому человеку однажды важно узнать, что из огромных потоков информации и энергии, заполняющих пространство, мозг выбирает в основном те сигналы, которые привлекли внимание человека.

Вы не раз замечали, что громкий звук, необычный образ, интересная информация привлекали к себе ваше внимание, ваши мысли, порой отвлекая от какого-то начатого дела.
Внимание, как лучик фонарика, высвечивает нечто важное в этих потоках, и мозг, проанализировав эту информацию, кладет ее в память, а потом в определенное время позволяет ею воспользоваться.

Внимание – резец памяти, память – кладовая ума.

Если вам хочется развить свое внимание, и быть успешным в учебе, значит, пора узнать о нем побольше.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, и этот объект становится самым важным в данный момент времени для человека.
Внимание называют регулятором деятельности, ибо человек, следуя лучу внимания, от одного дела переходит к другому, тому, которое кажется наиболее интересным, важным, или срочным.

Психологи выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда человек реагирует на сильный раздражитель нервной системы – громкий или резкий звук, яркий свет, необычный цвет, внезапный плач ребенка, крики и т. д. Этот вид внимания, как прыгающая обезьянка, не останавливается долго на одном месте, и перемещается туда, где происходит что-то необычное.

Произвольное внимание требует волевых усилий, человек может сознательно состредоточиться на какой-то информации, на определенном деле, например, вы внимательно, стараясь понять, слушаете объяснение на уроке. Здесь главное слово – НАДО. Надо увидеть, услышать, понять.
Этот вид внимания при отсутствии интереса постепенно исчезает минут через 20.

Послепроизвольное внимание основано на интересе к тому делу, которым мы занимаемся, и может очень долго сохраняться направленность, сосредоточенность внимания на эту цель.
Вы же помните, как не хотелось отрываться от интересной книги, игры, дела? И сил, и энергии хватало, и не было усталости.
Ну вот, с видами внимания вы познакомились. А сейчас – качества или свойства внимания.

.
Объем внимания — это способность охватывать вниманием несколько объектов сразу – некоторые люди пишут, говорят, слушают одновременно, и одно другому не мешает, и все получается. Несколько дел делаются одинаково качественно. Правда, почему-то не советуют читать и кушать одновременно, а почему? Учить уроки и слушать музыку в наушниках также не советуют.

.
Распределение внимания – немного сходно с объемом внимания, это возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов одновременно. Например, ваши учителя слушают ответы учеников, пишут на доске и видят, как поживает «камчатка» — последние ряды, любящие отвлекаться.

.
Переключение внимания – это намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. При развитом переключении внимания человек легко переходит от одного дела к другому, «не вязнет, и не тормозит». Смотрит, слушает, пишет, делает – и все в свое время, и особенно это важно для вас, когда идет урок, и учитель предлагает переключать внимание с одного дела на другое, чтобы понять материал урока и закрепить его.


100209-6Концентрация внимания
– это степень сосредоточенности на объекте. Сила концентрации внимания позволяет выходить из самых сложных ситуаций в самые последние моменты, и дает возможность хорошо сделать дело. Например, вовремя и хорошо закончить контрольную, если шпаргалку вам передали за 3 минуты до звонка.
Вот такие свойства есть у нашего лучика-внимания.
И вы, наверное, поняли, что самое важное для ученика произвольное внимание. Его сила зависит от установки. (Я Должен Быть Внимательным, Мне Это Важно Понять и Знать).
Очень важна для здоровья и успешной деятельности каждого человека эмоциональная гармония и устойчивость, то есть надо научиться не попадать в плен плохого настроения, не зависеть от чужого мнения, а верить в свои силы и возможности. Чужое мнение – это не глобально, оно проявилось и пройдет, как дождик, – ведь все меняется каждую секунду в Огромном Мире Жизни.
Вы, наверное, знаете, кто такие йоги, так попробуйте немного стать йогом, спокойным, мудрым, понимающим, безмятежным, сохраняющим внутренний покой в любой ситуации, чтобы запас сил, запланированных душой на проживание этой жизни, на расходовался на разрушительные эмоции страха, гнева, зависти, обиды, а пригодились для добрых дел.

Недаром говорят: самое большое счастье – спокойствие ума.

Поэтому, будьте внимательны к себе, а не только к внешнему миру.
Услышьте тихий голос души, который порой называют голосом совести. Пусть душа шепнет вам, что вам пора изменить в своей самооценке, своих состояниях, отношениях с людьми, чтобы прибавилось радости в жизни, чтобы все было просто хорошо, и совесть ваша была чиста, и душа рада.

Ну, и самое важное, что есть способы, упражнения, позволяющие развивать внимание.
Они особенно важны для людей необычных профессий.
Например, разведчикам, летчикам, людям, связанным со сложной техникой и приборами очень важно иметь очень хорошее внимание. Да и людям мирных профессий оно позволяет достойно выполнять свои профессиональные обязанности. А представьте себе невнимательного акробата в цирке, или невнимательную маму у младенца, кассира или водителя…
Без внимания нет успешной, нормальной, спокойной жизни.

.
Итак, несколько упражнений.

  1. Рассмотрите любой предмет. А затем, не глядя на него, перечислите как можно больше деталей, которые вам запомнились.
  2. Полижите на стол несколько предметов, желательно больше десяти. Запомните, как они расположены по отношению друг к другу, затем, пусть кто-нибудь поменяет это расположение, а вы попробуете восстановить его.
  3. На стол пусть кто-нибудь положит много мелких предметов ( начинать можно с 5-8 штук) и закроет их платком или листом бумаги. А потом откроет на 3-5 секунд, и опять закроет. Вы должны вспомнить, что там было и как расположено.
  4. Можно использовать специальные картинки, рисунки с лабиринтами, с изображениями, где требуется найти отличия, сходства, различные детали, недостающие части рисунков и т.д.
  5. Длительное время (не менее 5 минут) смотреть на какой-то предмет не отрываясь.
  6. Научитесь наблюдать за выражением лица, мимикой, позой человека, чтобы понимать его состояние, – будьте внимательны, но и доброжелательны.
  7. Приучите себя быть внимательнее к своим мыслям, словам, поступкам. Анализируйте то, что вы думаете, говорите, делаете, и тогда ваша судьба будет в ваших руках.

Упражнения для развития внимания хороши тем, что если их повторять каждый день, хотя бы месяц, вы увидите волшебные результаты. А если в течение дня вы будет давать себе приказ – быть внимательным в различных ситуациях, исчезнет множество мелких неприятностей в жизни и в ваших взаимоотношениях с людьми. Хорошее настроение и успех в делах будут вашими спутниками.
Удачи вам!

А сейчас, если вам захотелось узнать об особенностях вашей работы с информацией, ответьте на вопросы теста и поразмышляйте над результатом.

.

Тест.

Восприятие и запоминание окружающей информации.

Отвечая на эти вопросы, выбирайте первое, что придет вам на ум. Не тратьте время на обдумывание. На листе бумаги запишите номер утверждения или вопроса, а рядом – букву варианта ответа. Например: 1а,2в,3а,4б и т.д.

1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер?
а) посмотрев учебный фильм;
б) прослушав объяснения;
в) разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему?

2. Что бы вы предпочли почитать для развлечения?
а) книгу о путешествиях со множеством иллюстраций;
б) детектив со множеством диалогов;
в) книгу с задачами, загадками и головоломками.

3. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете
а) напишете, чтобы посмотреть, так ли оно выглядит, как надо?
б) произнесете его;
в) напишете, обращая внимание на свои ощущения, те ли они?

4. Если вы были на праздничной стрече, что вы будете вспоминать на следующий день?
а ) лица тех, кто там был, но не их имена;
б) имена, но не лица;
в) то, что вы там сами говорили и делали.

5. Как вы скорее всего будете готовиться к контрольной работе?
а) читать свои конспекты, заголовки книг, рассматривать схемы и иллюстрации;
б) попросите кого-нибудь задавать вам вопросы или сами будете повторять все про себя;
в) записывать то, что надо знать, на карточках и рисовать схемы.

6. Когда вы видите слово с-о-б-а-к-а, что вы делаете первым делом:
а) представляете себе собаку;
б) мысленно произносите слово «собака»;
в) представляете, что можно делать с собакой — гладить ее, играть с ней и т. д.

7. Что вам больше всего мешает, когда вы пытаетесь сосредоточиться?
а) зрительные отвлекающие моменты;
б) Шум;
в) другие ощущения вроде голода, тревоги, или тесной одежды или обуви

8. Как вы предпочитаете справляться с делами или трудностями?
а) составить список, определить этапы и вычеркивать то, что сделано;
б) сделать несколько звонков по телефону, чтобы посоветоваться со специалистами и друзьями;
в) представить проблему в уме и пройти по всем возможным этапам ее решения.

9. Что вы скорее всего будете делать, стоя в очереди за билетами в кино?
а) рассматривать плакаты и объявления;
а) беседовать с теми, кто стоит поблизости;
а) притоптывать ногой или ходить туда-сюда.

10. Вы пришли в музей. Что вы сделаете для начала?
а) осмотритесь, чтобы найти схему выставок;
а) спросите у служащего, где какие выставки;
в) начнете с первой выставки, какая приглянется, а дальше — как получится.

11. Если вы разозлитесь, то что скорее всего станете делать?
а) мимикой покажете свое недовольство;
б) кричать;
в) топать ногами и хлопать дверьми.

12. Если вы обрадуетесь, что скорее всего сделаете?
а) сделаете обрадованное лицо;
б) закричите от радости;
в) запрыгаете от радости.

13. Какой кружок для занятий в свободное время вы бы предпочли ?
а) художественный;
б) музыкальный;
в) спортивный.

14. Что вы делаете, когда слушаете музыку?
а) мечтаете (представляете себе разные картины);
б) подпеваете себе под нос;
в) двигаетесь под музыку, притоптываете ногой и т. п.

15. Как бы вы поведали историю о каком-нибудь интересном случае?
а) написали;
б) рассказали;
в) разыграли.

16. В какое кафе вы бы не пошли?
а) где слишком яркое освещение;
б ) где слишком громкая музыка;
в) где слишком неудобные стулья.

А теперь результат!
Подсчитайте число букв «а», «б» и «в». Запишите результат.

  • Если у вас больше всего «а», вы в учебе больше полагаетесь на зрительное восприятие новой информации. Вы учитесь глазами.
  • Если у вас больше всего «б», вы в учебе больше полагаетесь на слуховое восприятие новой информации. Вы учитесь ушами.
  • Если у вас больше всего «в», вы в учебе больше всего полагаетесь на кинестетическое (моторное, двигательное, динамичное ) восприятие новой информации. Вы легко обучаетесь через движения руками, пальцами, ногами, телом.
  • Если вы обвели все буквы примерно одинаковое число раз, вы в учебе зависите от нескольких способов восприятия.
  • Информация идет от разных источников и приходит к нам по разным каналам.

В разных случаях приходится и можно пользоваться разными способами восприятия.
Например, для подготовки к экзамену по английскому вы можете вслух повторять слова, для экзамена по математике, химии, физике просматривать или прописывать формулы на бумаге или в воздухе. Запоминать даты, лица и имена тоже можно разными способами, взаимно дополняющими друг друга.

Знание и учет особенностей вашего способа восприятия информации обязательно поможет вам в учебе и всей жизни.

Если вам захотелось узнать о себе побольше, пусть у вас найдется время прочитать хотя бы некоторые книги по психологии, удивиться и порадоваться новым знаниям и своим возможностям.

 


Рекомендуемая литература.

  1. А. Свияш. «Как быть, когда все идет не так как хочется».
  2. Жариков Е., Крушельницкий Е. « Для тебя и о тебе». М., 1991.
  3. Зюзько М. «Пять шагов к себе». — М. 1992.
  4. Козлов Н. «Практическая психология на каждый день». М., 1997.
  5. Леви В. «Азбука здравомыслия». М., 2006.
  6. Леви В. «Искусство быть собой». – М., 1991.
  7. Леви В. «Искусство быть другим». – М., 1991.
  8. Этика в мифах, легендах, преданиях. Составитель И.М. Анисимова. М., 2005.
  9. Найк А.. «Практическая психология для девочек». М., 1997.
  10. Еникеева Д. «Практическая психология для мальчиков». М., 1998.
  11. Петровский А. « Психология о каждом из нас». М., 1992.
  12. Платонов К. « Занимательная психология» М., 1964.
  13. Прихожан А. «Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе» М., 1994.
  14. Симмонс К. «Стань самим собой». СПБ., 1997.
  15. Стайдер Д. «Практическая психология для подростков»
  16. Энкельман Н. «Начни с себя» М., 1996.

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Теги: , , , , , ,

Comments are closed.