Наши любимые подростки.
Каждый этап развития человека ставит перед ним определенные проблемы. Это задачи его развития – чему он должен научиться, чем овладеть, что суметь наработать и понять.
В подростковый период с 10 до 14 лет идет становление целенаправленности восприятия, становление устойчивого произвольного внимания, логической памяти, активно формируется абстрактное и творческое мышление.
Особенности мышления подростка в этом возрасте позволяют размышлять о себе, своих особенностях, возможностях, формируя самосознание, самооценку, самоуважение и самоконтроль.
В это время подросток защищает от других свой внутренний мир, свои переживания.
И особенно ярко могут проявиться в этот момент стремление противопоставить себя взрослым, отстаивая свои права и независимость, обесценивание мнения взрослых, своеволие, строптивость, упрямство, бунт, выход за пределы прежних норм и правил.
Одновременно проявляется и потребность находиться в прежних отношениях эмоционального благополучия с родителями, сохраняя чувство уверенности и защищенности, ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их общения и оценок. То есть ярко проявляются две стороны самоопределения: «Я уже не ребенок», «Я ребенок, и хочу остаться им». С точки зрения развития наиболее важен первый вариант.
С 10 до 14 лет отрабатывается важнейшее качество – умение общаться с людьми, утверждение своей самостоятельности, личностной независимости.
Центральная потребность и ведущая деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками.
Ценности и нормы поведения группы сверстников примеряются подростком к себе, комфортность самочувствия с этими ценностями заставляет его стремиться в определенную компанию сверстников.
13 лет – это «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо).
Именно в это время формируется чувство уверенности в себе, чувство собственного достоинства. Возрастание интереса к окружающему миру за пределами школы может привести к снижению интереса к учебе.
Но одновременно именно в это время подросток должен понять, что учебная деятельность – это основа самообразования и самосовершенствования.
Основные задачи развития в подростковый период:
- формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, развитие воли;
- овладение способами регуляции поведения, контроля эмоциональных состояний;
- формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
- развитие позитивного отношения ко всем физическим и личностным изменениям;
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании;
- формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
- умение контролировать свой выбор поведения и эмоционального реагирования, быть ответственным за его последствия.
Хорошо, если дома есть специальная литература для детей по психологии подросткового возраста. Если нет, – всегда можно найти нужные книги в интернете или в библиотеке. Главное, – чтобы не копились непонимания волшебных изменений наших любимых подростков, превращающихся из гусениц в прекрасных свободных бабочек.
Источник: сайт Детки-Лучики!
Comments are closed.