Психология

  • RSS

Технология развития ценностей у малышей

qq-gU9WX1VE

Министерство образования РД

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

г.Буйнакск школа №4

Цель технологии: думая о цели образования мы – должны обратиться к этой схеме.

Ввод—Процесс—Результат

Это основная схема, которой мы руководствуемся в любом процессе, будь это производство или образование. Мы всегда должны помнить «ввод» и требуемый «результат» перед тем, как мы сделаем заключение о процессе.

То, что мы имеем на «вводе» при процессе образования — это ребенок. Мы хотим, чтобы ребенок имел знание, оно без интеллекта бесполезно. Однако, если интеллект служит, чтобы использовать других в своих целях, это тоже нежелательно, поэтому нужны знания и интеллект месте с любовью, честностью и прямотой. Мы также желаем спокойствия и счастья в жизни, т.к. без мира и спокойствия жизнь не имеет значения. Все эти качества складываются в одно слово – совершенство. Таким образом, схема принимает вид:

Ребенок – Учебный процесс – Совершенство

Ребенку нужно пройтичерез процесс обучения, чтобы достичь желаемого совершенства. В этом и есть цель технологии. Для того, чтобы найти процесс обучения, при котором мы можем сделать из ребенка совершенного человека (человека с хорошим характером мы должны рассмотреть, как наше сознание подвергается воздействию различных влияний. Самое главное влияние на сознание происходит через пять органов чувств, два из которых – зрение и слух – являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса обучения.

Важно убедиться, что информация получена правильно через органы чувств, так, что ее можно использовать для развития сознания ребенка.

Возьмем для примера наши глаза. Свет – это электромагнитная волна, входящая в наши глаза и преобразуемая в импульсы идущие через нервную систему в наш мозг и сознание получает изображение, проходящее перед глазами. Мы должны учиться видеть хорошее во всем, везде, в любое время. Значит, когда мы видим плохое и, следовательно, думаем о плохом, мы становимся плохими! Наши уши также должны слышать только хорошее, не обращая внимание на то, какие звуки поступают в них. Так же как зрение – это видимый глазами свет, так и звук – всего лишь воздушные колебания (волны), поэтому они не содержат зла. Какой бы звук мы не слышали, мы должны использовать его для воспитания нашего сознания.

Подсознание.

Эмоциональная реакция сознания вызывает посылку в подсознании

дополнительных сигналов и затем закрепляет эмоциональное содержание прошлых впечатлений, таким образом, каждый раз, как мы переживаем эмоциональное состояние, мы тем самым закрепляем более сильную эмоциональную реакцию на будущее. Из этого механизма мы видим, что совершенно необходимо, научиться контролировать сознание, чтобы оно не усиливало эмоциональный характер предыдущих впечатлений. Теперь понятно, что все эмоции, такие как гнев, жадность, ненависть, страх, зависть и т.д., находятся внутри нас все время. Они — часть нашего прошлого. Их нельзя уничтожить, поэтому нам приходиться учиться жить с ними. Мы должны быть постоянно настороже, контролируя свое сознание, и понимать, что эмоции таятся в отдаленной части нашего мозга – в подсознании.

Эмоция похожа на волну: в первый момент мозг возбуждается, а затем наступает чувство подавленности. Таким образом, чувства счастья и страдания все время подменяют друг друга. Секрет в том, чтобы уменьшить пик и впадину, пока волны не перестанут существовать, и мы не достигнем спокойствия.

Преодолеть эмоции – это значит, подавить гнев, жадность, ревность…. так как мы их подавляем, эмоции накапливаются на поверхность.

Вот несколько практических способов, чтобы достичь спокойствия и преодолеть наши эмоции:

  • Практикуйте релаксацию или «сидение в тишине» каждый день. Это прямой, непосредственный метод для успокоения и контролирования сознания и для осознания мира.
  • Попробуйте излучать любовь ко всем людям на протяжении дня.
  • Перед тем как лечь спать, потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить, что вы сделали за день и примите решение достичь большого.
  • Контролируйте гнев.
  • Произнесите вслух какое-нибудь имя или слова, являющиеся убедительным для нас.
  • Пойте песни, проникнутые общечеловеческими ценностями.
  • Научитесь хранить тишину, говорите тихо.
  • Следите за дыханием.
  • Старайтесь придерживаться общечеловеческих ценностей в повседневной жизни

Сверхсознание.

Это еще один важный фактор, воздействующий на нашу

личность, и который надо развивать в ребенке. У всех нас есть что-то внутри, что помогает, ведет нас, дает нам понятие совести, позволяющей отличать хорошее от плохого. Это «что-то» дает нам знание и мудрость.

Энергия ума.

Когда мы находимся в обществе порядочного человека, мы ощущаем состояние покоя, полного радости и проникнутого хорошими мыслями. Однако в обществе людей, испытывающих чувство жадности, злобы и другие отрицательные эмоции, мы также чувствуем беспокойство, у нас появляются негативные мысли. Таким образом, оказывается, что мы все время влияем друг на друга с помощью собственных мыслей и чувств. Необходимо научиться получать только облагораживающие мысли для того, чтобы мы могли устремить наше сознание выше, в область сверхсознания. Этот путь можно пройти только с помощью любви.

Влияние из вне – окружающий мир.

Нам нужно научиться быть в мире с нашим окружением, т.е. с человеком, животными, растениями, природой, окружающей нас средой. Если мы совершаем насилие над другими, другие отвечают нам тем же. Таким образом, не причинение вреда (ненасилия) необходимо, чтобы создать состояние гармонии как внутри нас, так и во вне.

Поскольку человеку нужно жить в гармонии с окружающим миром, он должен научиться сохранять и защищать окружающую среду. Он должен уважать все живое, деревья, растения и животных, в противном случае он может расстроить тонкую сбалансированность природы, что может закончиться бедствием для человечества. В то же время природные ресурсы на земле ограничены, и поэтому мы должны научиться сохранить все, что мы имеем.

Технология обучения общечеловеческим ценностям.

Посеешь мысль – пожнешь поступок.

Посеешь поступок – пожнешь наклонность.

Посеешь наклонность – пожнешь привычку.

К общечеловеческим ценностям относятся:

  1. Любовь (ко всему живому)
  2. Праведность (правильное поведение)
  3. Ненасилие (не причинение вреда)
  4. Мир (спокойствие)
  5. Истина (правдивость)

Сейчас мы рассмотрим эти ценности:

Истина (правдивость) – это как бы относительное понятие в научном понимании. Истина может проявляться в словах, но как реализация, она должна проявляться в наших действиях, поступках: познавший истину, обретает способность к различению, способность видеть единство в многообразии и многообразие в единстве.
Мир- это гармония между мыслью, словом и делом.

Человеческое тело – это одежда. Наш интеллект, наши чувства – это всего лишь инструменты. Мир — это университет, и все может научить нас – облака, дождь, солнце, горы океан, ветер, деревья и т.д. Все вокруг может научить нас. Наконец, если мы указываем в осуждение пальцем, мы теряем возможность совершенствоваться. Поэтому правильное действие, — это центральное качество человека. Когда нам удается достичь гармонии мысли, слова и дела, мы ощущаем мир и душевный покой. Если наши мысли наполнены любовью – это истина. Если наши поступки полны любви — это праведность. Если любовь пронизывает наши чувства, мы получаем внутренний мир и покой.

Любовь – это следующая человеческая ценность. Любовь очень часто путают с чувствами, потому что считается, что любовь – это чувство.

Но это не чувство. Это божественная сила энергия, которая руководит, движет миром. Эта та сила, которая не имеет определенного имени, ни определенной формы. Эта сила должна проявляться в нашем центре, в нашем сердце, и мы должны использовать тогда эту силу. Как? В наших мыслях, наших словах, поступках. Тогда мы можем стать инструментами чистой любви. Поэтому любовь является сердцем всех человеческих ценностей. Это сравнимо с током, который пронизывает все человеческие ценности. Любовь обладает некоторыми качествами:

  • Качество, которое ведет к любви – это преданность.
  • Качество сострадания, оно проявляется через поступки.
  • Терпение.
  • Терпимость, толерантность.
  • Быть терпимым ко всем точкам зрения, к людям, принимать и хорошее и плохое в людях.

Посвящение.

Когда мы сможем стать инструментами этой любви, тогда наше бытие станет являться выражением следующей человеческой ценности – это ненасилие.

Ненасилие проявляется не только в поступках, но и в словах, и

мыслях, потому что наши мысли имеют огромное преимущество, поэтому ненасилие должно пронизывать наши мысли. То о чем думаем, тем мы и являемся. Если мы раздражены или испытываем чувство зависти, если нами овладевают различные желания, тогда эти могущественные мысли создают и распространяют определенные вибрации вокруг нас. Они вредны не только нам самим что и окружающему нас миру, окружающей среде, людям.

Праведность (правильное поведение) – закон бытия, правило или закон деятельности, концентрация поведений, социальных и моральных правил. Правильное (адекватное) восприятие себя и окружающего мира, и как правильное действие, т.е. адекватная реакция на восприятие.

Совокупность всех этих ценностей – есть духовность, духовное здоровье, человек, здоровый духом – физически здоровый человек. В конечном счете, развитие общечеловеческих ценностей способствует развитию эмоционального поля школьников в процессе обучения и воспитания.

Существует три основных методов обучения общечеловеческим ценностям:

Введение ценностей в работу по учебному плану – во время уроков.
Введение ценностей во внеклассную работу.
Методика непосредственного обучения. (при прямом подходе надо использовать все пять методик.
Понятие урок является базисным для гуманно-личностной педагогики. Урок – это эмоциональный процесс сотворчества учителя и ученика. Урок – форма общения учителя и ученика в процессе творческой деятельности.

Введение ценностей во внеклассную работу.

Все ученики проводят значительное количество времени, занимаясь вне школы. Будь это спорт, игры на улице, театр или дискуссии – все это хорошие средства для внедрения ценностей. Например, занятия спортом прекрасно подходят для поощрения таких хороших качеств, как работа в команде, единство и взаимовыручка. Самым главным элементом остается пример учителей. Они должны быть наставниками и источниками вдохновения для учеников, достаточно творческими и интуитивными, чтобы использовать любую ситуацию, способствующую внедрению ценностей.

Далее приводятся некоторые предлагаемые виды школьной деятельности, которые можно объединить с ценностями

Спорт – драмкружок – дискуссии – клубы – оказание помощи – уголок поэтов – походы – дни спорта.

Пять методов обучения включают в себя:

  • сидение в тишине,
  • рассказывание историй,
  • пение хором,
  • групповая деятельность,
  • обсуждение цитат (изречений)

Почему мы обучаем детей релаксации?

Релаксация способствует развитию:

  • Самоконтроля;
  • Здоровья;
  • устойчивого сознания;
  • памяти, способности концентрироваться, быть внимательным;
  • интуиции;
  • внутреннего покоя.

Один из положительных результатов.

Релаксация воспитывает дисциплину тела. Если тело спокойно, то мысли и ум спокойны.

Другой положительный результат – здоровье.

Если мы занимаемся релаксацией с детьми и концентрируемся на хорошем, на хороших мыслях то все это, конечно же, благотворно сказывается на физическом здоровье.

И если заниматься релаксацией, то нормализуется кровяное давление, частота пульса и дыхания. С помощью релаксации мы улучшаем память, развиваем способность концентрироваться, развиваем внимание, способствуем развитию всех психических процессов (воображения, мышления, восприятия).

Сердце – точка отчета, вокруг которой колеблются весы, в сторону добра или зла. Уважаемые дети, сконцентрируйтесь, пожалуйста, на своем сердце.

Представьте в нем маленькую светящуюся точку, наблюдайте ее. Постарайтесь увеличить ее.

Здесь живет у Вас любовь ко всему сущему на свете. Пошлите из этой точки самые светлые вибрации всем людям Земли, самой Земле, Космосу…, теперь откройте глаза и скажите самые добрые слова друг другу. Самый ценный дар, который мы можем дать детям – это способность найти внутреннюю удовлетворенность и спокойствие духа. Есть элементы, которые нам присущи всем независимо от возраста, пола, национальности. Эти элементы:

  • мысли
  • дыхание
  • время.

Мысли

У всех у нас есть мысли, хотим мы того или нет, и даже во время сна процесс мышления продолжается в форме снов. Нам говорят, что мысли формируются в уме, но, однако, если мы попытаемся обнаружить физическое местонахождение ума, то не сможем этого сделать.

Ум – это обиталище желаний.

Под этим подразумевается, что мысли – это синоним желаний или что наши мысли становятся желаниями. Ум можно сравнить с сумасшедшей обезьянной, без остановки прыгающей вокруг и совершенно неуправляемой. Что нам нужно сделать – это найти способ укротить «обезьянку» и превратить ее из помехи в ценный и полезный инструмент. Нам важно «достучаться» до нашей интуиции.

Интуиция – это великая скрытая сила, находящаяся внутри любого и каждого из нас. Некоторые определяют ее как «высший интеллект» или даже «истинное я». Знание всей вселенной лежит внутри нас самих – это наша интуиция.

Дыхание.

Даже до того, как у нас появляются осознанные мысли, мы умели дышать, т.к. без дыхания мы не можем жить.

Дыхание можно также рассматривать как некий биологический барометр, измеряющий наше состояние. К примеру, когда мы спокойны и счастливы, наше дыхание ритмично и нормально. А как только мы раздражаемся или злимся, наше дыхание становится более быстрым и аритмичным, и мы теряем наше ощущение хорошего самочувствия. Отсюда старинное средство: «Когда сердишься, сделай глубокий вздох».

Это не просто совет старой бабушки, он имеет научное основание. Когда мы сердимся, организм вырабатывает химическое вещество адреналин, которое попадает в ток крови, вызывает у нас ощущение дискомфорта и усиливает наше раздражение. Когда мы делаем глубокий вздох, в кровь поступает больше кислорода, который помогает ослабить действие адреналина.

Время.

Время – это нечто, что все мы имеем в равном количестве, ни у кого его нет больше или меньше, чем у другого. Для всех нас в сутках 24 часа. Отличие в том, как мы используем это время

Поговорка: «Потеря времени – это потеря жизни», очень верна, поскольку нельзя вернуть ни одного прошедшего мгновения. Главная причина, по которой мы тратим столько времени впустую, в том, что мы туманно представляем себе цель жизни или, если хотите, ее смысл. Большую часть жизни мы тратим, пытаясь воплотить свои собственные эгоистические мечты.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЦЕННОСТИ.

ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.

1-ая группа от 6-ти до 9-ти лет.

Истина

Говорить правду.
Говорить только то, что хорошо и необходимо.
Видеть хорошее в других.
Скромность.
Равноправие (равенство)
Оптимизм.
Любознательность.

Праведность

Не красть.
Не нарушать обещания.
Не ссориться.
Говорить спокойно.
Честность.
Не убивать.
Быть в состоянии заботиться о самом себе (одеваться и т.д.)
Уметь держать себя в обществе (хорошо себя вести)
Здоровье и гигиена.
Чистоплотность.
Опрятность.
Уважение родителям.
Уважение к учителям.
Уважение к старшим.
Послушание.
Хорошие манеры.
Пунктуальность.
Храбрость.

Мир (спокойствие)

Мягкость (вежливость)
Не сердиться.
Умение прощать.
Дисциплина.
Сидение в тишине.
Спокойствие (уравновешенность)
Внутренняя удовлетворенность или счастье.
Удовлетворение.
Сосредоточенность.
Настойчивость.
Терпение.

Любовь

Любовь ко всем.
Доброта по отношению к животным.
Уметь не держать зла на других.
Внимательность (предупредительность)
Симпатия.
Делиться с другими.
Не быть эгоистом.
Дружба.
Помощь другим.
Радость.

Ненасилие

Ненасилие (не причинение вреда)
Не обижать других.
Забота о всем живом (животных и т.д.)
Уважать чужую собственность.
Не тратить зря деньги.
Не расходовать впустую воду/ электричество.
Не портить пищу.
Не тратить впустую время.
Не играть с опасными предметами.
Помнить об осторожности, играя с опасными игрушками.
Ценить по достоинству успехи других.
Понимать ценность другой (чужой) культуры.
Не употреблять в разговоре плохие слова.
Работа в команде.
Единство.
Патриотизм.
Забота об окружающей природе.

2-ая группа от 10-ти до 12-ти лет

Истина

Поиски знаний.
Единство мысли, слова и действия.
Скромность.
Беспристрастность.
Быть готовым признать истину.
Видеть хорошее во всем.
Умение отличать, что мы должны делать, а что нет.
Быть честным с самим собой.
Равноправие (права человека)
Уважение ко всем религиям.

Праведность (правильное поведение)

Не сплетничать.
Не говорить плохо о других.
Говорить мягко и сдержанно.
Разговаривать вежливо и доброжелательно.
Быть бережливым.
Быть готовым помочь другим.
Хорошо вести себя.
Понимать опасность вредных привычек.
Не обманывать других.
Самопожертвование.
Личная гигиена.
Чистоплотность и опрятность.
Уверенность в себе.
Правильное питание.
Иметь широкие взгляды.
Пунктуальность.
Уметь хорошо ладить с другими, работать в команде.
Доброжелательность.
Справедливость.
Выполнение своего долга.
Порядок во всем.
Уважение к другим.
Послушание.
Внимательность к другим.
Патриотизм.
Скромность.
Ответственность.

Мир (спокойствие)

Правильное ритмичное дыхание.
Уравновешенность (внутренняя и внешняя)
Хорошее здоровье.
Думайте перед тем, как что-то сказать.
Развивайте в себе хорошие привычки.
Контролируйте свой гнев.
Контролируйте свою жадность.
Остерегайтесь обманывать себя.
Удовлетворенность.
Терпение.
Медитация или сидение в тишине.
Сосредоточенность.

Любовь

Симпатия.
Дружба.
Любовь к людям.
Искренность.
Доброта.
Умение прощать.
Преданность.
Забота о других.

Ненасилие

Сострадание.
Хорошие манеры.
Дружелюбие.
Не обижать других.
Быть готовым прийти на помощь.
Единство.
Ограничение желаний.
Не причинять зло словами.
Быть хорошим гражданином.
Понимание служения обществу.
Радоваться успехам других.
Ценить другую культуру.
Память о культурном наследии.
Заботиться об общественной собственности.
Забота об окружающей природе.

3-ая группа от 13-ти до 15-ти лет.

Истина

Что такое истина?
Работайте с энтузиазмом и искренностью.
Ищите истину в самих себе.
Ищите знания.
Самоанализ.
Отличайте правильное от неправильного.
Уважение ко всем религиям.

Праведность (правильное поведение)

Работайте ответственно и дисциплинированно.
Работать искренне.
Как можно лучше выполняйте свой долг.
Выполняйте только достойную работу.
Правильно используйте свободное время.
Правильно тратьте деньги.
Ограничивайте свои желания (еда и т.д.)
Воздерживайтесь от вредных привычек.
Учтивость.
Инициативность.
Разговаривайте вежливо.
Служение обществу.
Социальная ответственность.
Бескорыстное (самоотверженное) служение.
Гражданская ответственность.
Как быть хорошим лидером и хорошим последователем.
Справедливость.
Быть хорошим гражданином.
Говорить только то, что необходимо.

Мир (спокойствие)

Простота.
Преданность делу.
Склонность к спокойствию.
Жертвенность.
Проницательность (вдумчивость)
Самообладание.
Контролируйте чувство жадности.
Контролируйте свой гнев.
Остерегайтесь обманывать себя.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология гуманной педагогики Ян Амос Каменский. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили. 1999г.
  2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили. 2000г.
  3. Амонашвили Ш.А. размышления о гуманной педагогике.
  4. Улыбка моя, где ты? – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003г.-с.32 (Антология гуманной педагогики)
  5. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего школьного возраста) М.: «Амрита – Русь», 2004. (серия «Образование и творчество)
  6. А.Лопатина, М.Скребцова. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста). М.:ООО «Книжный дом Локуе», 2003г. (Серия «Образование и творчество»)
  7. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению. – Ярославль. Академия развития. 1996г.
  8. Лопатина А., Скребцова М. Азбука мудрости. Книга по духовному воспитанию. М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997г. – Кн. 5
  9. Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск №3 – М: Издательский дом Шалвы Амонашвили.
  10. Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск №4.- М: Издательский дом Шалвы Амонашвили.
  11. Маллаев Д.М. Концепция формирования адаптивной саморазвивающейся личности нового Дагестана // Культура личностно-развивающегося пространства. Махачкала, 2003.
  12. Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в ХХ1 веке // Актуальные проблемы специального образования. Вып. 2. Махачкала, 2003.
  13. Маллаев Д.М. и др. Нравственные этнические устои как основа формирования личности младшего школьника // Тез.докл. Второй Всероссийской научно-практ. Конф. «Коррекционно-развивающее обучение. Дети с проблемами в развитии: будущее и настоящее». – Махачкала: ДГПУ, 2000.
  14. Маллаев Д.М. ценностно-ориентированное образование в коррекционно-развивающем обучении // Тез.докл. Третьей Всероссийской научно-практ.конф. «Коррекцонно-развивающее обучение. Дети с проблемами в развитии: будущее и настоящее».-Махачкала:ДГПУ, 2001.
  15. Маллаев Д.М. Этические нормы – нравственная основа формирования личности // Современная наука: проблемы и перспективы. Выпуск 2. / под редакцией Д.М.Маллаева, П.О.Омаровой. – Махачкала: ДГПУ, 2002.
  16. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей // Ж.Поиск истины – Дагестана. – 203, № 9-10. – с. 46-50.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Теги: , , ,

Comments are closed.