Материалы для уроков

  • RSS

«Я и МЫ»: технология разработки и проведения психологического тренинга.

Автор: Леви Инна Аркадьевна, школьный психолог.

Разрабатывая данный курс, я ставила цель помочь коллегам – учителям, ускорить или облегчить процесс формирования классного или любого временного детского коллектива.

Курс позволяет учителю, разработавшему и освоившему тренинг:

  • развить способности учащихся к самопознанию, самоанализу, умению выражать свои чувства;
  • развить коммуникативные навыки, позитивное отношение к себе и другим;
  • осознать участникам тренинга многообразие проявлений личности каждого человека;
  • объединить чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других;
  • повысить самооценку через получение позитивной обратной связи в групповом тренинге.

Преамбула

Мы все зависим друг от друга,
Как радиус от центра круга,
И каждый знает наперед:
Кого затянет в центр вращенья,
Кто остановится в смущеньи,
Кто просто в сторону уйдет…

Общение – та часть жизни каждого из нас, которая делает нас счастливыми, или несчастными.
Но «Знающий – вооружен!»
Мы приглашаем вас на курс, пройдя который, вы откроете для себя маленькие секреты успешного общения, и с радостью будете делиться с другими этим секретами.

Участники курса – учителя школ, лицеев, гимназий, студенты ВУЗов. Курс полезен в первую очередь классным руководителям, учителям и студентам – будущим педагогам и психологам.

Продолжительность курса – 5 дней.

Аннотация курса.

Что такое психологическая грамотность и психологическая культура?
Как осознать и спланировать позитивные модели отношений с людьми?
Как формируется психологическое пространство в общении?
Как можно обнаружить неповторимые особенности и ресурсы своей личности, позволяющие гармонично взаимодействовать с Миром?
Ответы на эти вопросы появятся в процессе освоения предложенного курса.
А дети в результате участия в тренинге будут иметь возможность научиться видеть и чувствовать огромный внутренний мир в себе и других, осознают, что любое общение позволяет обрести потенциальных друзей, и каждый сам может формировать отношения с окружающими.

Цель курса.

Участники курса могут и должны научиться разрабатывать и проводить психологический тренинг конструктивного общения для подростков, используя возможности Интернет.
Курс полезен в первую очередь классным руководителям, учителям и студентам – будущим педагогам и психологам.

Программа.

  • Психологический тренинг: воспитательные возможности, содержание, планирование.
  • Варианты проведения тренинга.
  • Проектирование тренинга с использованием ИКТ.
  • Организация индивидуальной деятельности учащихся в процессе тренинга.
  • Обмен мнениями в режиме списка рассылки и на курсовом форуме.
  • Рефлексия деятельности.

Методика занятий.

Занятия во время курса проводятся на основе организационно-деятельностной методики. Участники в собственной деятельности осваивают тему курса с помощью консультаций разработчика.

По окончанию курса Вы:

  • будете иметь опыт собственных практических разработок психологического тренинга;
  • сможете определить свою роль, как учителя-тренера в формировании межличностных отношений учащихся;
  • сможете выявить и развивать коммуникативный потенциал ваших учеников;
  • составите целостное представление об организации психологического тренинга для создания условий для самопознания и саморазвития учащихся;
  • научитесь проводить рефлексию собственной деятельности.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации

«Методы психологического тренинга в школе».

***

Программа психологического тренинга «Я и МЫ».

Автор-составитель Леви Инна Аркадьевна,
педагог-психолог физико-математического лицея г. Кирова.

Пояснительная записка.
Данная программа – важная часть общей психолого-педагогической программы воспитания подростков и старшеклассников.
Именно в это время у детей появляется и проявляется потребность разобраться с собой, постоянно быстро меняющимся, понять и принять себя, такого разного, в это время кристаллизуется модель отношений со сверстниками и новые взаимоотношения со взрослыми с уровня личной ответственности и самостоятельности.
Особенность современной информационной среды такова, что из всех СМИ, научной и художественной литературы, сферы искусства, религии и других подрастающее поколение получает множество фактов о многогранности проявленной и непроявленной жизни — то есть образов, ситуаций, роли чувств и мыслей, интуиции и сознания.
Именно в этот период можно помочь сформировать психологическое пространство человека с определенной картиной мира, видения самого себя и других в этой картине как человека-тело и как человека – душу. Помочь каждому открыть свои особенности, ресурсы, найти свою линию жизни.
Мир меняется постоянно, и важно помочь понять подростку, что главное – знания о себе, чтобы в любом взаимодействии с миром сохранить здоровье и гармонию в себе, успешно выполнить все жизненные задачи, реализовать себя во всех сферах жизни.
Социально-психологический тренинг является областью практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Тренинг – это метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Необходимость данной программы обоснована тем, что в физико-математический лицей каждый год по конкурсу набираются новые учащиеся в 5, 8,10 классы.
Первые полгода идет адаптация, изменение старых позиций в отношении к людям, времени, делу, себе.
Спецкурс по психологии в течение года позволяет провести разные виды занятий, направленные на самопознание и самоизменение.
Задача психолога – ускорить и облегчить этот процесс в начале формирования нового классного коллектива. Поэтому есть необходимость в данном курсе.

Цели данного курса – тренинга «Я и Мы»:

  • развитие способности к самопознанию, самоанализу, умению выражать свои чувства;
  • развитие коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и другим;
  • развитие осознания многообразия проявлений личности каждого человека;
  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи в групповом взаимодействии.

Задача курса:
Научить детей самопринятию и умению общаться через тренинговые ситуации.
Условия тренинга:
Общее количество часов на описываемый тренинг 4-6.
В результате проведенного тренинга ребенок должен научиться видеть и чувствовать огромный внутренний мир в себе и других, осознать, что ему интересно находиться среди новых одноклассников – потенциальных друзей, что он сам может формировать отношения с окружающими.

Тематический план.

Содержание программы.

Занятие 1. «Знакомиться – это просто». Время 1-1,5 ч.

1.Вводная часть.
2.Основное содержание
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
«Имена прилагательные»
«Какие качества я ценю в людях?»
«Я хороший, ты хороший»
«Ливень»
«Концентрические круги»
3.Рефлексия.

Занятие 2.Познавая себя, понимаешь других. Время 1-1,5ч.

1.Разминка.
2.Основное содержание «Мы – жители разных миров, под названием душа».
«Превращения».
Рисунок корабля своей судьбы в море жизни
«Впечатление».
Страх = страж
Построение по росту.
Доверяющее падение.
Рефлексия.

Занятие 3.Барьеры непонимания. Время 1-1,5ч.

1.Разминка. Карусель «Комплимент».
2. Основное содержание «Что мешает людям принимать друг друга и дружить? (Конфликты и их причины).
Модели поведения.
«Неуверенный – уверенный — самоуверенный»
«Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день».
Рисунок «Полотно жизни».
Рефлексия.

Занятие 4. На чем держится мир. Время 1-1,5ч.

1.Разминка. «Это здорово!»
2.Основная часть. Знания, бесстрашие, устремленность.
Самопредъявление.
Беседа Комплексы.
Антикомплимент. Да, а что?
Свобода.
3.Рефлексия.

Занятие 5. «Два Космоса – Она и Он» Время 1-1,5ч.

1.Разминка. Мигалки.
2.Основная часть. Леди и джентльмены.
Мне нравятся…
Инь – Ян.
Если бы я был тобою…
Интуиция
Проводи меня
Друг, начальник, подчиненный
3.Рефлексия.

Содержание занятий.

Занятие 1. «Знакомиться – это просто».

1.Вводная часть.
Объявляется цель тренинга.
Участники тренинга имеют возможность и должны:
-познакомиться друг с другом
-научится правильно общаться друг с другом
-развить открытость и доверие, научиться обмениваться чувствами
-проявлять уважение к индивидуальности других.

На доске памятка участнику тренинга
(после первого занятия распечатки памятки ребята уносят с собой)
• Не ставьте себя ниже или выше других.
• Ищите и поддерживайте в себе только хорошее.
• Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
• Слушайте очень внимательно задание.
• Не говорите слишком долго и слишком часто. Не перебивайте, не исправляйте, не судите говорящего.
• Не высмеивайте и не унижайте других и себя.
• Старайтесь активно участвовать во всех предлагаемых упражнениях, ситуациях, играх.
• Будьте изобретательны и используйте творческий подход.
• Учитесь доверять вашему внутреннему чувству.
• Будьте терпеливы и настойчивы.
• Признавайте свои ошибки и старайтесь исправлять их.

2.Основное содержание
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Разминка. «Поменяются местами те, кто…»

Упражнение 1. «Имена прилагательные».
Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Каждый должен назвать свое имя и на первую букву имени назвать прилагательное, характеризующее положительно этого человека.
Первый начинает, второй должен повторить сказанное первым и добавить сведения о себе, третий называет двух первых потом себя и т.д. до конца. ( мужественный Миша, ласковая Марина). Каждый, называя себя позитивно, помогает создавать атмосферу положительных эмоций и попадает в нее сам. (Обращается внимание детей на силу и влияние слова и мысли на наше самочувствие и отношение к человеку).
В конце с мячиком, перекидывая его друг другу, дети называют имена любого, к кому попадет мяч.
Информация к обсуждению. Кто как запоминает новые имена новых знакомых. Виды памяти.

Упражнение 2. «Какие качества я ценю в людях?».
Каждый участник называет качества, которые привлекают его в друзьях.
Ведущий или помощник записывает их на доске. Далее каждый на доске отмечает по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, и т.о. появляется картина группового предпочтения личностных качеств.
Информация к обсуждению. Каждый может осмыслить и скорректировать собственное поведение в группе на анализе этого упражнения.

Упражнение 3. «Я хороший, ты хороший».
Группа делится на пары (например, вытащив половинки одной картинки, разрезанной на две части).
В течение 2-3 минут один из пары рассказывает второму о своих успехах, достоинствах, прекрасных личных качествах, помогающих ему жить. Второй внимательно выслушав, должен точно пересказать то, что услышал, доказав тем самым уважение к рассказчику и сосредоточенность. Если он неточен, первый может его поправить. После этого наступает очередь второго участника.
Информация к обсуждению. Люди редко говорят о себе хорошо, чаще наоборот.
Этот эмоциональный дисбаланс мешает формированию внутренней уверенности человека в себе.
Смысл упражнения в том, что, сказав и услышав о себе хорошее, человек ощущает новые чувства по отношению к себе, растет вера в себя, умение поддержать другого.

Упражнение 4. «Ливень».
Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют эти движения, например, потирание ладоней, щелканье пальцами, хлопки, наклоны, прыжки на одной – двух ногах, повороты головы, движение глазами и т. д.
Игра расслабляет, помогает снять напряжение предыдущих упражнений, стимулирует наблюдательность.

Упражнение 5. «Концентрические круги».
Участники делятся на две группы и садятся в круг – половина лицом к центру, половина лицом к ним.
В парах по 1-2 минуты каждый говорит на заданную тему. После этого внутренний круг передвигается на одно место вправо или влево, создаются новые пары и упражнение повторяется.

Темы для проговаривания:

  1. Героем моего детства был…
  2. Я уважаю…
  3. Люблю свой дом…
  4. Иногда боюсь…
  5. О своих любимых домашних животных…
  6. Что меня радует в жизни…
  7. Воспоминания детства…
  8. Урок в моей жизни, очень важный для меня…
  9. Люблю читать о…
  10. Мечтаю после окончания лицея…

Информация к обсуждению.
Это упражнение стимулирует активное слушание, развивает само — и взаимопознание, способствует осмыслению ситуаций.
Убеждаемся, что всегда можно найти слова, с которых можно начать разговор, узнать новое о другом человеке и сравнить его видение жизни со своим.

Рефлексия.
Что сегодня было для вас необычным?
В чем вы испытывали затруднения?
Что оказалось легко?
Как вы видите сейчас своих будущих одноклассников?
В нас много разного, но мы похожи. И главное, начиная общение, искать общие точки соприкосновения, уважая предыдущий жизненный опыт каждого.
В заключение встаем в круг, взялись за руки, закрыли глаза, слушаем ощущение единого круга, нового классного братства. Говорим «Спасибо».
Домашнее задание.
Принести бумагу, кисти, краски, фломастеры, цветные карандаши, мелки для рисования.

Занятие 2. «Познавая себя, понимаешь других».

1.Разминка.
Встали в два круга, один внешний, другой внутренний лицом друг к другу.
Оказавшиеся в парах подают обе руки друг другу, со словами «Я запомнил, что ты…».
По команде ведущего внутренний круг перемещается на одного человека вправо.
Садимся в общий круг. Каждый должен назвать соседа справа и слева.

2. Основное содержание:
«Мы – жители разных миров, под названием душа».

Упражнение 1.Превращения.
Сидя в кругу. Ведущий предлагает закончить предложения:
Если бы я был книгой, то я был бы…
Если бы я был взрослым, то я бы…
Если бы я был песней, …
Если бы я был погодой…
Если бы я был…и т.д.
Информация к обсуждению.

Что показалось необычным в этом задании?
Возможно ли человеку почувствовать себя не человеком? Представить – да, а почувствовать?
Для чего это нужно?
Может, это позволяет нам понять всеобщую взаимосвязь, взаимопроникаемость и взаимозависимость?
Ученые давно предлагают поверить в то, что погоду на планете делают люди, и не только техногенным вмешательством, но и образом, окраской мыслей и чувств.
Ведь наше настроение, наше самочувствие часто зависит от чужих мыслей и чувств.
То есть существует категория факторов, невидимых внешне, но мощно управляющих нами. Но также существуют и силы, позволяющие нам выстоять в приключении под названием Жизнь. Давайте разберемся в этом.

Упражнение 2.
Детям предлагается создать Рисунок корабля своей судьбы в море жизни. (детали корабля – устремленность, воля, надежность, знания, вера, сила, доброта и т.д.)
Элементы моря – острова, проливы, течения с названиями разных жизненных ситуаций. Работа под спокойную музыку за общим большим столом, составленным из нескольких ученических.
По окончанию работы при согласии детей рисунки вывешиваются на доску и идет обсуждение моря житейских проблем и возможностей найти внутренние силы выдержать испытания судьбы.

Упражнение 3. Впечатление.
Слушаем песню Б. Окуждавы
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»
Участники разбиваются на пары. Один рассказывает второму, глядя в глаза, какое хорошее впечатление тот на него произвел. Партнер выслушивает, благодарит и старается сказать в ответ как можно больше хорошего.
Упражнение можно проводить и в общем кругу, когда по желанию дети выбирают того, кому они хотят сделать комплимент.
Информация к обсуждению. Мы работаем второй день, и уже есть возможность высказать приятные слова людям, с которыми совсем недавно был незнаком.
Что нам позволяет найти таких людей?
А можно ли говорить комплименты совершенно незнакомым людям?
Что мешает нам сказать приятные добрые слова любому человеку, если он их заслуживает?
Приходим к пониманию существования страхов.

4.Беседа. Страх = страж
Страх сделать ошибку – тормоз развития.
На доске рисунок – увеличенная ксерокопия «Древо страхов» из книги В.Л.Леви «Приручение страха». Беседа по рисунку.
Виды страхов: за свою жизнь, социально-оценочные, общебытийные, перед агрессией, перед судьбой.
Приведите примеры пословиц и поговорок про страхи.
Какую роль играют наши страхи (стражи)?
Как мы чувствуем, что нам страшно?
Рисуем карту своего страха ( в каких частях тела проявляются, признаки страха).Это может быть рисунок общего человека на доске или отдельные рисунки
На общем рисунке получается веселее, и видно сходство в ощущениях, что позволяет детям понять, что состояние страха не их личные проблемы, а общие.
В случае индивидуальных рисунков на маленьких листочках можно их сжечь в «Костре любви к Жизни» (сухое горючее, металлический поднос, горят замечательно).

Наша задача – найти силы, позволяющие переживать свои страхи.
Рисуем «Поле защиты – ауру Света».
Большой рисунок – круг вокруг маленького человечка на доске разными цветными мелками заполняем словами, символами нашей силы и защиты (знания, уверенность, дружба, вера, молитва, смех, свеча, вода, юмор, сила, ловкость, и т.д.).
Наше тело имеет память неприятных прикосновений.
Но в наших силах победить эти неприятные знаки памяти, страхи тела. Давайте поиграем.

Упражнение 5. Построение по росту.
С закрытыми глазами построиться по росту.

Упражнение 6. Круг с поддержкой (доверяющее падение).
Информация к обсуждению.
Что вам показалось интересным сегодня? Что запомнилось?
Чему вы удивились в себе?
Что вас удивило в других?
Домашнее задание. Потренироваться в комплиментах.
Придумать стихи, высмеивающие страхи.
В заключение встаем в круг, правой рукой гладим соседа справа по плечу и благодарим за сегодняшнее общение, то же – слева.
Стоя в кругу поем песню «Давайте восклицать…»(распечатки текста готовятся заранее и выдаются детям).Прощаемся.

Занятие 3.Барьеры непонимания.

1.Разминка. Карусель «Комплимент».
2. Основное содержание «Что мешает людям принимать друг друга и дружить? (Конфликты и их причины).
Беседа. Модели поведения.
На доске запись: «я и Другие», «Я и другие», « Я и Другие».
Какие ассоциации возникают при виде такой записи?
О зависти, высокомерии, равенстве.
Манера поведения – одна из причин конфликтов.

Упражнение 1. «Неуверенный – уверенный — самоуверенный»
(работа в парах, обсуждение состояния и ощущения от роли уверенного или неуверенного человека).

Упражнение 2. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день».
(цель: развитие способности к самоанализу, позитивного отношения к себе)
Дети работают на бланках с таблицей, заполняя графы:
1.Мои лучшие черты
2. Мои способности и таланты
3.Мои достижения.
В конце упражнения по желанию зачитывают то, что хотят.
3.Рефлексия.

Общий рисунок «Полотно жизни».
Рулон обратной стороны светлых обоев или листы большого формата ватмана на составленных столах, с обеих сторон дети, под музыку без разговоров по предложению ведущего последовательно выполняется рисунок полотна жизни(пространство, величиной с ладонь, ограничиваем цветом, усиливаем границы, обнаруживаем соседние ладошки-государства, строим дорожки в гости к ним, заполняем пустые места и т.д. пока все обои не будут заполнены общим рисунком.
Результат впечатляет детей неожиданной общей картиной состояния группы.
Информация к обсуждению.
Как вам рисовалось?
Какие ощущения были, когда в ваше государство пришли гости?
Как цвет на общем полотне отражает состояние художника?

3.Рефлексия. Всякое общение – обучение.
У каждого есть свобода выбора в самопредъявлении и ответственность за форму своего поведения.
Причина конфликтов – в нас самих.
Поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Домашнее задание.
Проанализировать отношения с близкими людьми, в случае дисгармонии постараться их наладить.

Занятие 4. На чем держится мир.

1.Разминка: упражнение «Это здорово!»
Участники в кругу, в центр выходит один и скажет о любом своем качестве, умении, таланте, или что-то продемонстрирует. В ответ все Хором говорят «Это здорово и показывают большой палец»
2. Основное содержание.
«Знания, Бесстрашие, Устремленность – вечный двигатель развития человека».
Упражнения в круге на самопредьявление, позы различных животных, изображение предметов, танец на столе учителя.
Беседа .Комплексы. Что это?
Работа в парах. «Личный опыт».
Пары образуются произвольно, детям дается время на проговаривание пережитых или переживаемых комплексов. Один рассказывает, второй старается подбодрить и указать на сильные стороны этого человека.
Информация к обсуждению.
Как реагировать на клички?
Как пережить унижение достоинства?
Трагедия в Беслане. Как пережили это дети, ваши сверстники?
Поиск внутренних ресурсов.
Упражнение 1.«Да! А что?».
Все в кругу, в центр приглашается самый отважный, ведущий предупреждает, что сейчас он услышит «антикомплименты», но на любой из них он должен отвечать: «Да, а что?».
Дети пытаются говорить всякие неприятные вещи в адрес «отважного», 1-3-5 минут в зависимости от накала страстей.
Прекращаем упражнения и анализируем ситуацию с обеих сторон.
Понятие «Психологическая защита».
Всегда будут мнения людей, не совпадающие с нашим личным по поводу наших особенностей внешности или личных качеств. Выслушать можно все, но не следует попадать в плен и в зависимость от того, от чего портится настроение.
Важно сказать и поверить себе, что любой имеет право на ошибку, на заблуждение, на свое, порой искаженное видение модели отношений между людьми, с учетом воспитания и знаний.
Знающий – вооружен.
Зная свои достоинства, работая над совершенствованием личных качеств, всегда можно идти по жизни с опорой на свои сильные стороны.
Упражнение.2. Свобода.
Пары участников обмениваются утверждениями, начинающимися со слов «Я свободен…,
«Никто не должен мне…, « Свобода – это…
3.Рефлексия.
Обсуждаем в кругу наиболее интересные размышления.
Можно быть свободным от чужого мнения, от ожиданий чужого внимания, от…
Какие открытия удалось сделать в создании своей картины мира на сегодняшнем занятии?
В конце подарки – листочки со стихами и рисунком.

Отныне я перестаю
дрожать за стоимость свою
и всех, кто ставит мне оценки,
собственноручно ставлю к стенке -
пускай поджилками трясут!-
теперь я сам свой высший суд…
Да здравствует отвага птичья
И мир в сохранности и ценности!
Ударим манией величия
По комплексу неполноценности!
(Стихом выразился Иван Халявин)

В. Леви. «Приручение страха».М. 2002, изд. Метафора.

 

Занятие 5. «Два Космоса – Она и Он».

1. Разминка.
Игра «Мигалки».
Круг стульев на половину игроков, сидят девочки, мальчики сзади.
Один стул пустой. За ним стоит водящий, подмигивая, приглашает перебежать к нему одну из сидящих. Через 5 мин. смена сидящих и стоящих.

2.Основное содержание.
« Мальчишки и девчонки — леди и джентльмены».
В кругу мальчики начинают фразу « Мне нравятся девочки, которые…,
Девочки: «Уважаю мальчишек, которые…
Беседа «Инь и Ян, кто знает, что это?»
На доске: Ян – сила, власть, напор, агрессия, прямолинейность, и т.д.
Инь – гибкость, податливость, мягкость, терпение, консервативность.
Проявление противоположных сил и соотношение их в каждом человеке выражено по-разному. Мужские и женские качества есть во всех людях, но преобладание каких-то из них позволяет проявляться определенным моделям поведения.
Как мы видим друг друга?
Юноши высказывают свое мнение на вопросы:
О чем мечтают, что любят, что ненавидят девушки.
И наоборот, девочки размышляют о мужской половине человечества.
Упражнение 1. Если бы я был тобою… в парах (леди-джентльмен) высказывают свои мысли, продолжая эту фразу.
Обмен мнениями, что насмешило, удивило, возмутило, как нас представляет вторая половина человечества?

Упражнение2. «Ха!» и «Ах!»
Пары разного пола. Осваиваем два движения.
1.Шаг вперед, одновременно локоть вперед и громко «Ха!», в звуке мощь и сила при полном спокойствии.
2. Шаг в сторону, руки в сторону, громкое «Ах!», с переживанием, чувством.
Итак, все упражнение целиком: один делает «Ах», второй «ха», и наоборот, несколько раз. Обратите внимание, инь или Ян реализуется у вас.
Нет резкой границы в проявлении разных сил – мужских или женских. Воспитание, ситуации позволяют нам быть добрыми, мягкими или резкими, воинственными.
Но всегда есть некая грань женственности и мужественности, позволяющая нам признавать эту непохожесть людей. И это замечательно.

Упражнение 3.Интуиция.
Приглашается леди. Она закрывает глаза, к ней подходят двое юношей, предлагают свои руки, она берет их под руки и с закрытыми глазами проходит через весь кабинет, слушая свои ощущения. Кто надежнее? С кем спокойнее? Кто волнуется?
Упражнение можно повторять несколько раз, подводя участников к выводу, что есть сигналы нашего тела, отражающие взаимодействие с противоположным полом, и важно уметь прислушиваться к ним.

Упражнение 4.Проводи меня.
Юноша с закрытыми глазами. Две девушки берут его за руки, и молча руками, просят проводить их. Юноша слушает ощущения, и одну руку отпускает, а вторую берет в свою.
Что заставляет нас выбирать?

Упражнение 5. Друг, начальник, подчиненный.
Сидит с закрытыми глазами на стуле один доброволец. Руки лежат на коленях ладонями вверх. К нему по очереди подходят лети, кладут свои ладони на его, и водящий по ощущениям называет каждую другом, начальником или подчиненным. Эти три группы люди собираются в три места.
Через некоторое время можно открыть глаза и посмотреть, что получилось.
Что позволило так поделить леди? (или вариант с одной девушкой и юношами)
Мы обратили внимание, что есть сфера наших ощущений, играющих важную роль при общении с противоположным полом. И эту сферу тоже можно отшлифовать, облагородить, чтобы наше взаимодействие друг с другом было только радостным, добрым, мудрым.

Упражнение 6. «Концентрические круги».
Снаружи круг девочек, внутри — мальчики.
В парах каждый каждому говорит: «Я желаю тебе…Я благодарю тебя…
Рефлексия. Что дали мне все эти встречи? И как строить жизнь нашего нового класса дальше?
Встаем в общий орлятский круг. Звучит песня «Изгиб гитары …(как здорово, что все мы здесь сегодня собрались).

Приложение.
Текст песни Б. Окуджавы «Давайте восклицать…»
На доске «Древо Страха» для занятия 4.
Стихи для занятия 4.
Рисунок для занятия 4.

Литература.

  1. Курс лекций и статьи Вачкова И.В. в газете «Школьный психолог».
  2. Петровская Л. А. «Компетентность в общении» М., 1989г.(плюс личные конспекты как участника тренинга)
  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001г. Изд. «Академия».(плюс личные конспекты как участника тренинга)..
  4. Леви. В.Л. Приручение страха. М. 2002. «Метафора»
  5. Игры – обучение, тренинг, досуг. (под редакцией В.В Петрусинского). М., 1995г. «Энроф»
  6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими» М., 2001. изд. «Генезис».
  7. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. Изд.«Ось -89», 2002.
  8. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Теги: , ,

Comments are closed.